Внеурочная деятельность по предмету
«Чеховские чтения»
1 чтец:
Вежливый доктор в старинном пенсе и бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы –
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
2 чтец:
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина
Белые бабочки вьются над желтым огнем
Дом заколочен, и все позабыли о нем?
1 чтец:
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит—
О, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет
Маятник медный качнется, струна запоет...
2 чтец:
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом...
Мы уже были, но мы еще будем потом
Музыкальное оформление: «Песнь жаворонка» из «Времен года» П. И.
Чайковского.
1 ведущий – Здравствуйте, ребята! В январе 2015 исполняется 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. К юбилею писателя мы приготовили небольшой рассказ о нем и его ранних комических произведения
2 ведущий - А какие рассказы Чехова вы читали, ребята? (ответы слушателей). -Хорошо! Надеемся, что после нашего рассказа вы захотите прочесть и другие произведения Чехова и больше узнать о писателе)
1 ведущий - Творчество писателя высоко оценивали М.Горький, В.Маяковский, М.Пришвин, К. Станиславский и другие выдающиеся деятели. «Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».
«Чехов – это Пушкин в прозе» Это высказывания Л. Н. Толстого
1 ведущий- Антон Павлович Чехов родился в Таганроге, небольшом приморском городке. Перед вами отчий дом писателя, убранство одной из комнат (фотография). Над дверью в лавку ( то есть небольшой магазин) вывеска: «Сахар, кофе и другие товары). Хозяином лавки был отец Антона. Сам себя он называл «коммерсантом». А за этой конторкой работали отец и сыновья (фотография).
2 ведущий - В семье, кроме Антона, было еще 5 детей – четыре брата и сестра: Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил, Мария (фотография)
1 ведущий - Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре. Лавочка работала с 5 утра до 11 вечера, а дети еще успевали учиться в гимназии и обучаться ремеслу. Антон Чехов учился на портного.
2 ведущий - Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна, была внучкой выкупленного на волю крепостного крестьянина. Ей удавалось смягчать строгость мужа по отношению к детям. Позже Антон Павлович говорил: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
1 ведущий - В Таганроге он учился в местной гимназии, Вы видите здание гимназии, где учился Чехов (фотография).
2 ведущий - После окончания гимназии Антон поступил в Московский университет на медицинский факультет и проучился там 5 лет (фотография).
1 ведущий - После окончания университета в 1884 году он стал заниматься медицинской практикой. Доктор Чехов многим людям оказал врачебную помощь. Но известность во всем мире приобрел как писатель.
2 ведущий - Писать он начал, будучи студентом, его первые юмористические рассказы появились в1880 году в журналах.
-Кто знает, в каких журналах печатали ранние рассказы Чехова?
1 ведущий - Так выглядели юмористические журналы «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» в 80-е годы 19 века (фотография)
2 ведущий - Кто и вас знает, под каким псевдонимом печатал Чехов свои ранние рассказы?
1 ведущий - Самый известный псевдоним Чехова? ( – Антоша Чехонте.) А также Антоша Ч., Брат моего брата, Человек без селезенки.
2 ведущий - Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта:
1 ведущий - Макар Балдастов,
2-Врач без пациентов,
1-Гайка № 6,
2-Гайка № 9,
1-Крапива,
2 -Прозаический поэт,
1-Шампанский и т.п.
2 ведущий - По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Вгоняя свои юмористические произведения в 100 строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. Назовите знаменитый афоризм Чехова ( «Краткость - сестра таланта», )
1 ведущий - В мае 1886 года вышел сборник А. Чехонте «Пестрые рассказы». На титуле после псевдонима в скобках стояло настоящее имя автора. Сборник состоял из рассказов, напечатанных в юмористических журналах. Среди них «Хамелеон». «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Шведская спичка», «Брак по расчету». После выхода в свет «Пестрых рассказов» имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным (фотографии).
2 ведущий - Так существенное место в раннем творчестве Чехова заняла комическая новелла: юмористический рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом.
1 ведущий - Все мы любим посмеяться. Настоящий праздник для читателя- обнаружить в авторе остроумного человека, который умеет видеть в жизни несообразности и показать их комизм. А кто из вас помнит, что такое комическое?
2 ведущий – Комическое - (от греч. komikos-смешной, веселый) –смешное в жизни и искусстве
1 ведущий - Мы смеемся и над комическими словами, и над положениями, в которые попадают герои, и над забавными персонажами.
Вспомним хотя бы Петрушку Уксусова – героя народной кукольной комедии, который отпускает остроумные шутки, постоянно попадает в комические положения: то под хохот зрителей сваливается с лошади, то собака Мухтарка хватает его за нос. Все это делает его комической фигурой. Но смех смеху рознь. Бывает смех добродушный, а бывает и злой.
1 ведущий - Вспомним виды комического. Юмор - это смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-подшучивание
2 ведущий - Именно такой смех в рассказе «Лошадиная фамилия»
1 ведущий – Ирония – это тонкая, скрытая насмешка. С иронией, например, изображен один из персонажей рассказа «Толстый и тонкий».
2 ведущий - А если писатель видит в своих персонажах лживость, лицемерие, надувательство, рабскую приниженность и угодливость, тупое самодовольство, приспособленчество- тут уж не до шутливого посмеивания. Смех становится злым, сердитым, как, например, во многих баснях. Это уже сатира. Но в ранних рассказах Чехова всё же больше юмора и иронии, чем сатиры. Смешное у Чехова часто соседствует с грустным.
1 ведущий - Наряду с рассказами развлекательного характера Чехов создает произведения, в которых дана серьёзная критика существующей действительности: «Маска», «Унтер Пришибеев».
2 ведущий - Шедеврами комической новеллистики считаются такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия». Перед вами иллюстрации к некоторым рассказам Чехова. Узнаете ли вы, к каким именно рассказам? («Толстый и тонкий», «Пересолил», «Человек в футляре», «Хамелеон»).
1 ведущий - Постарайтесь запомнить главные особенности юмористических рассказов Чехова и обратить на них внимание во время чтения.
2 ведущий - По мнению писателя, заглавие-это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. Например, «Хирургия», «Пересолил», «Налим». Поэтому у Чехова всегда простое, предельно краткое заглавие рассказов.
1 ведущий - Другая особенность - короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях. Писатель Владимир Набоков говорил так об этой особенности: «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает».
2 ведущий - В-третьих, Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, на первый взгляд совсем заурядном: заболели зубы, забыл фамилию, поздняя и дальняя поездка. В основе сюжета лежит обычная бытовая ситуация, случай из жизни.
1 ведущий - В-четвертых, автор уделяет большое внимание диалогу, поэтому чеховские рассказы очень интересно инсценировать.
2 ведущий - В-пятых, в юмористических рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики.
1 ведущий - Многое о герое говорят мелочи: в рассказе «Пересолил» автор, желая подчеркнуть страх героя перед кучером, пишет, что его широкая спина закрывала все впереди. Такие подробности называются деталью. Шестая особенность: подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено « говорящей деталью».
2 ведущий- А как заканчиваются рассказы Чехова? Чаще всего неожиданно. Яркая, смешная, неожиданная развязка – еще одна особенность чеховских рассказов.
1 ведущий - Максим Горький говорил: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Советуем запомнить это изречение!
2 ведущий - Был в России один строгий и придирчивый критик, который с упрямой враждебностью относился к творчеству Чехова и в течение многих лет третировал его как плохого писаку. Его злые и обидные отзывы о произведениях Чехова были таковы: “дребедень”, “ерундишка”, “безделица”.
1 ведущий - Этим жестоким критиком был… сам Чехов. Он не очень высоко ценил своё творчество и считал, что его очень скоро забудут. Как-то в одном из разговоров, говоря о значимости русских писателей для истории, он первое место отвёл Толстому, а себе лишь восемьдесят седьмое.
- Но всё оказалось не так. История каждому определила своё, заслуженное место. И то, что он считал однодневками, оказалось нержавеющей сталью. И весёлый, заразительный смех Чехова звучит и сейчас, через много лет, так же молодо, как и в годы его жизни.
Викторина
1. Что дало богатый материал будущему писателю Чехову из его жизни на родине в Таганроге? (Работа в лавке, учеба в гимназии).
2. Таганрог – это город на берегу какого моря? (Азовского)
3. Мелихово – имение Чехова. Где оно находится?
4.Из какого рассказа эти строки? “Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щёку и заходил по комнатам.
- Ой, батюшки! – вопил он. – Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!
Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:
- Жеребчиков…Жеребковский… Жеребенко…Нет, не то! Лошадинский…Лошадевич…Жеребкович…Кобылянский…
- Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?
И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую…В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почёсывая лбы, искали фамилию”.
(“Лошадиная фамилия”).
Выступление 8 класса
5..В каком рассказе героиней была собака, которая выступала в цирке вместе с гусем и котом? («Каштанка»).
6.За что был наказан решением суда главный герой рассказа «Злоумышленник»? (за отвинчивание гайки).
7.Какой порок критикует Чехов в рассказ «Хамелеон»: предательство, лень, угодничество? (угодничество).
8.В названии какого рассказа содержится антоним? («Толстый и тонкий»).
Выступление 7 класса
9. -Какой породы были собачки в рассказах Чехова: “Дама с собачкой”?( Шпиц)
- “Каштанка”?( Помесь таксы с дворняжкой)
10. - Кто из героев Чехова отправил письмо с адресом: “На деревню дедушке”?( Ванька Жуков, рассказ “Ванька”)
Выступление 5 класса
11. Назовите фамилию главного героя рассказа «Смерть чиновника». (Червяков)
12. Как зовут «толстого» и как зовут «тонкого» в рассказе «Толстый и тонкий» (Толстый – Миша, тонкий - Порфирий).
13. Как называет инструмент (щипцы) фельдшера, которым он дергает зуб дьячку в рассказе «Хирургия» (Козья ножка)
14. Как зовут (фамилия) пострадавшего в рассказе «Хамелеон» (Хрюкин – золотых дел мастер)
15. Для каких целей, герой рассказа «Злоумышленник» отворачивал гайки на железной дороге? (Для грузила для невода, рыбной ловли)
16. - Герои какого рассказа Чехова, решили бежать в Калифорнию добывать золото?( Гимназисты второго класса Чечевицын и Королев, рассказ “Мальчики”)
Выступление 6 класса.
Закончить наще мероприятие хочется стихами Саши Черного
САША ЧЕРНЫЙ
***
Ах, зачем нет Чехова на свете!
Сколько вздорных - пеших и верхом,
С багажом готовых междометий
Осаждало в Ялте милый дом...
День за днем толклись они, как крысы,
Словно был он мировой боксер,
Он шутил, смотрел на кипарисы
И прищурясь, слушал скучный вздор.
Я б тайком пришел к нему иначе:
Если б жил он, - горные мечты! -
Подошел бы я к решетке дачи
Посмотреть на милые черты.
А когда б он тихими шагами
Подошел случайно вдруг ко мне -
Я б, склонясь, закрыл лицо руками
И исчез в вечерней тишине.